Китай реализует новую стратегию по «мирному воссоединению» с Тайванем. Она направлена на экономическую и технологическую интеграцию через Тайваньский пролив. При этом на Западе продолжают по инерции демонизировать Китай, который голословно обвиняют в попытках силового давления на Тайвань. Однако даже независимые западные эксперты смеются над этим сценарием, нарисованным полоумными генералами: Тайвань даже и пугать не нужно, достаточно предложить экономические преференции.
В сентябре 2023 года Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о планах сделать провинцию Фуцзянь «демонстрационной зоной для комплексного развития» совместно с Тайванем. Теперь уже абсолютно понятно, что этот эксперимент ознаменовал начало новой стратегии в отношении Тайваня, направленной на достижение «мирного воссоединения». Никакой силы и принуждения!
В рамках этой новой стратегии компартия Китая поощряет чиновников разрабатывать инициативы по углублению интеграции через Тайваньский пролив. Затем эти инициативы тестируются в таких регионах, как Фуцзянь, с целью распространения успешных инициатив по всему Китаю и, в перспективе, на Тайване.
Читайте также
Бондовая зона: Китай показывает России, как с экспортом и импортом по уму работать
Территории опережающего развития могут получить дополнительный стимул
Эксперимент дал плоды: к нему стали присоединяться все новые регионы и структуры. Даже такие неожиданные, как Береговая охрана Китая. Она разместилась в охраняемых водах Тайваня в районе Цзиньмэнь — это группа тайваньских островов, расположенных всего в 10 км от побережья провинции Фуцзяня.
Появление Береговой охраны Китая, которое, конечно, очень нервно восприняли на Тайване, оказался всего лишь локальным экспериментом по правовой интеграции. Суда Береговой охраны, которые патрулировали между Цзиньмэнем и островами Дадан и Эрдан, а также к югу от Цзиньмэня в Тайваньском проливе, охраняли «законные права и интересы китайских рыбаков».
Лидеры Китая впервые дали понять местным чиновникам о своем стремлении к интеграции по обе стороны Тайваньского пролива посредством политических экспериментов «снизу вверх» еще в 2019 году. Тогда глава Китая Си Цзиньпин выступил с программной речью, поощряющей «новую и креативную» политику в отношении Тайваня.
В «Белой книге Тайваня» 2022 года партийным чиновникам предписывалось предпринимать «новаторские усилия по мирному воссоединению’.
Кульминацией этих инструкций стала публикация в сентябре 2023 года подробного плана превращения Фуцзяня в «демонстрационную зону комплексного развития». Предыдущий план — программа создания ОЭЗ в Тайваньском проливе — был объявлен еще в 2009 году. Он был ориентирован в первую очередь на экономическую интеграцию и в конечном итоге провалился.
Тогда и родился новый план. Через четыре месяца после того, как центральное правительство обозначило свои стратегические цели по интеграции Тайваня, провинциальный комитет Фуцзяня обнародовал список реализуемых проектов. Все они направлены на экономическую и правовую интеграцию, а также на создание общей инфраструктуры.
Будет создан Фонд развития для поддержки отраслевого сотрудничества. Тайваньским коммерческим учреждениям разрешено открывать представительства в Сямыне, городе на юго-востоке провинции Фуцзянь, для решения вопросов, «связанных с Тайванем или международными делами».
Читайте также
Гавань для китайских миллиардеров, которых больше чем в Москве
Гонконг признан ведущим финансовым центром Азии
Инициатива также перекликается с планом центрального правительства предоставить тайваньским мигрантам «равный» и «всеобщий» доступ к социальному обеспечению и жилью, ускоряя их ассимиляцию в китайском обществе.
Кроме того, исполком предложил улучшить транспортное сообщение через пролив путём строительства «совместных аэропортов» и моста Сямынь — Цзиньмэнь. Правда, этот мост уже строится: Китая начал его возводить в одностороннем порядке. Теперь, видимо, присоединится и Тайвань.
Новый аэропорт Сямыня, открытие которого запланировано на 2026 год, строится рядом с мостом. Власти, вероятно, хотят, чтобы этот аэропорт и мост заменили аэропорт Шанъи в качестве основного транспортного сообщения между Тайванем и Цзиньмэнем, что позволило бы Китаю контролировать все авиаперевозки на Цзиньмэнь.
Стратегия компартии Китая по «мирному воссоединению» недавно распространилась за пределы провинции прибрежной Фуцзянь. В июне муниципальные власти в Дунгуане (провинция Гуандун), объявили о «новых моделях» интеграции через Тайваньский пролив, чтобы стимулировать высокотехнологичные тайваньские предприятия к переезду в этот регион. Высокие технологии (особенно в микроэлектронике) являются основой тайваньской экономики.
Напомним, что только 12 стран — членов ООН признают Тайвань как независимое государство и имеют здесь дипломатические представительства. При этом за последние годы несколько стран, которые раньше ошибочно признавали независимость Тайваня, исправили эту ошибку. Среди них Гондурас, Никарагуа и Науру.